Кружок «Школа творческого чтения: вместе весело читать»

Программа дополнительного образования

Школа творческого чтения  «Вместе весело читать»

Пояснительная записка

Литература и чтение занимают особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы содействуем творческой самореализации личности, формированию ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась, побуждаем к самосознанию, защищаем душу ребенка, питаем его ум и сердце. Природа детского чтения – реализация потребности ребенка в вере, свободе, мышлении, опыте преобразований во внутренней личностной перспективе. Л. Выготский, крупнейший психолог детского чтения, сравнивал чтение с евангельским чудом превращения воды в вино: волнение, вызываемое литературными образами – «нечто сверх того что в них содержится». Кризис детского чтения наблюдается во всем мире, в том числе и в нашей стране. Происходят существенные изменения в интеллектуально-информационной и эмоциональной деятельности детей. У современного ребенка видоизменяется словарный запас, культура речи, снижается культура чтения.

Самая любимая и естественная деятельность дошкольников и младших школьников, отвечающая их жизненно важным потребностям - игра. Она занимает одно из важнейших мест в жизни ребенка и является главным средством воспитания и социализации. Игровая деятельность детей - это, в первую очередь, площадка для человеческого общения и взаимодействия. В игре у ребенка формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность и воображение, уверенность в себе и уважение к другим людям, внимательность и умение договариваться.

Программа является первой ступенью Школы творческого чтения «На крыльях Книги». Читательское развитие в программе рассматривается  в неразрывной связи с общим развитием ребенка, его образованием и воспитанием. Главная особенность данной программы – сочетание чтения и игры на основе прочитанного. Такое сочетание способствует формированию главных навыков 21 века – умению обрабатывать информацию, самостоятельно учиться, критически мыслить и общаться. Так как дети 6-8 лет еще не умеют самостоятельно читать или читают медленно,  все литературные произведения читаются вслух педагогом или воспроизводятся  в аудиозаписи. Все игры и творческие задания строятся на основе прочитанных (прослушанных) произведений художественной литературы, большинство из которых – сказки (народные и авторские, русские и зарубежные).

Организация образовательного процесса.

В объединении занимаются дети в возрасте  6 - 8 лет. Программа рассчитана на три года обучения, 36 часов в год, один раз в неделю (1час). Возможно использование каждого годового блока как краткосрочной программы – 12 недель, 3 занятия в неделю (1 час), объединение двух или трех годовых программ в одну – 72 или 108 часов соответственно (два или три раза в неделю по 1 часу). Продолжительность занятий-30 - 45 минут (в зависимости от возраста обучающихся).

Условия набора и добора учащихся:

Набор детей на обучение по программе «Вместе весело читать» осуществляется на основе свободного выбора ребенка и его родителей.

Цель программы: формирование интереса к художественной литературе, потребности в чтении, развитие навыков творческого чтения.

Задачи:

  • Формировать интерес к чтению художественной литературы;
  • Воспитывать потребность в чтении;
  • Развивать навыки смыслового и творческого чтения, работы с информацией;
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся через книгу и чтение;
  • .Развивать умение общаться и взаимодействовать в игре.
     

Планируемые результаты

Личностные:
интерес к художественной литературе и устойчивая потребность в чтении;

умение выражать собственное и слушать мнение  других о книгах и их героях;
умение сопереживать и выражать сочувствие, радость;
умение смотреть на события глазами другого – на примере сказочных героев,
оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;
Метапредметные коммуникативные:
умение включаться в групповую творческую деятельность, соблюдать правила игр, договариваться и находить выход из сложной ситуации, работать в команде.
Метапредметные познавательные - информационная и читательская компетенции:
выделять в тексте и запоминать информацию (Что? Кто? Куда? Сколько? Как?  и т.д.);
устанавливать последовательность действий и причинно-следственные связи на примере действий героев книг (Почему? Зачем? Если бы..);
задавать вопросы по тексту и отвечать на них, строить рассуждения, делать выводы;
преобразовывать полученную информацию (текст в рисунок и наоборот).

Предметные:
сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
первоначальное представление о многообразии жанров литературных произведений;

овладение элементарными навыками анализа и понимания текста (автор, литературный герой, тема, сюжет, эпизод, характер, образ, иллюстрация)

В ходе реализации программы у учащихся должно быть сформировано позитивное отношение и интерес к книге и чтению. Самое главное, чтобы детям захотелось почитать просто так – для себя или вместе с кем-то другим – с родителями, друзьями. Чтобы осталось впечатление, что читать – это весело и интересно.

При планировании занятий «Вместе весело читать» для детей 6-8 лет предусмотрено разумное сочетание произведений отечественной и зарубежной классики и современной литературы, тематическое разнообразие, чередование разных видов занятий и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся.

Формирование навыков смыслового (интеллектуального) и творческого чтения реализуется в беседах, литературных играх, состязаниях, викторинах, иллюстрировании, чтении вслух, с помощью которых развивается чуткость к слову, образное мышление, умение видеть в литературном персонаже живого человека со своими проблемами, сложностями, а также возможность сопоставить себя с ним. Основу занятий составляет чтение и обсуждение литературного произведения в разных формах, направленное на выявление личностного отношения к прочитанному и литературные игры. Используются такие виды и формы деятельности, как инсценировки, ролевые и настольные игры с различными занимательными материалами.

Основными методами обучения являются: информационно-развивающие, поисковые, репродуктивные и воспроизводящие, т.е. творческие.

Материально-техническая база

1

Компьютер

2

Проектор

3

Раздаточный материал по темам курса

Экранно-звуковые пособия

1

Презентации к занятиям.

Тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

1 раздел. По тропинкам Страны Сказок.
Русские народные сказки.

7 часов

Наши любимые детские сказки.
Урок-знакомство.

1

Куда катится Колобок? Русская народная сказка «Колобок»

1

Кто в тереме живет? Русская народная сказка «Теремок»

1

Кто поможет бабе с дедом? Русская народная сказка «Репка»

1

Как в лесу не заблудиться и домой воротиться? Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

Как убежать от Бабы Яги?
«Гуси-лебеди»

1

По тропинкам Страны Сказок.
Литературный турнир по прочитанным сказкам.

1

2 раздел. Слушаю я сказку, сердце так и мрет…
Сказки русских писателей

11 часов

Вспоминаем любимые детские сказки. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»

1

Как мышонок поумнел? Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке»

1

Сказки Корнея Чуковского. Осторожно, не запутайся! «Путаница»

1

Кто самый смелый? Корней Чуковский  «Тараканище»

1

Один день из жизни насекомых…Корней Чуковский «Муха-Цокотуха»

1

Сказочник омской земли. Сказки Тимофея Белозерова. «Бука»

1

Большое Сказочное путешествие.
Литературная игра по прочитанным сказкам.

1

Веселые сказки Григория Остера. «Котенок по имени Гав», «Как лечить Удава»

1

Главное – чтобы весело… Григорий Успенский. «Дядя Федор, пес и кот»

2

Главное – чтобы весело…Литературный турнир по произведениям Остера и Успенского

1

3 раздел. За морями, за лесами…
Сказки зарубежных писателей

15 часов

В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Бабушка Вьюга»

1

В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм.  «Бременские музыканты».

1

Путешествие в Гриммландию.
Литературная игра по сказкам братьев Гримм

1

Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Красная Шапочка»

1

Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Кот в сапогах»

1

Приключения и превращения.
Литературный турнир по сказкам Шарля Перро.

1

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Огниво»

1

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Дюймовочка»

3

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
Литературная игра.

1

Маленький да удаленький. Вильгельм Гауф. «Маленький Мук»

3

Как опасно быть ленивым! Редьярд Киплинг «Откуда у верблюда горб?»

1

Итоговые занятия

2 часа

Подготовка литературного праздника
«Сказочный карнавал»

1

Проведение  литературного праздника
«Сказочный карнавал»

1

ИТОГО

36 часов

Содержание программы

Вводное занятие. (1 час)

1 раздел (7 часов)

По тропинкам Страны Сказок.
Русские народные сказки

    1. Наши любимые детские сказки.  Урок-знакомство. (1 ч.)
    2. Куда катится Колобок? Русская народная сказка «Колобок»
      Чтение сказки. Рисование по точкам. Разыгрываем сказку по ролям. (1 ч.)
    3. Кто в тереме живет? Русская народная сказка «Теремок».
      Чтение сказки. Раскрашиваем иллюстрации. Соберем сказку из картинок. Сочиняем продолжение. (1 ч.)
    4. Кто поможет бабе с дедом? Русская народная сказка «Репка».
      Чтение сказки. Рисование. Театрализация. (1 ч.)
    5. Как в лесу не заблудиться и домой воротиться?
      Русская народная сказка «Маша и медведь».
      Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания (найди тропинку из леса) (1 ч.)
    6.  Как убежать от Бабы Яги?
      «Гуси-лебеди»
      Чтение сказки. Рисование. Ролевая игра. Соберем сказку (последовательность действий в иллюстрациях) (1 ч.)
    7. По тропинкам Страны Сказок.
      Литературный турнир по прочитанным сказкам. (1 ч.)

2 раздел (11часов)

Слушаю я сказку, сердце так и мрет…
Сказки русских писателей

2.1. Вспоминаем любимые детские сказки. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Собираем героев сказки (пазлы) (1ч).

2.2. Как мышонок поумнел? Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».
Читаем, инсценируем. Мини-викторина. (1ч.)

2.3. Сказки Корнея Чуковского. Осторожно, не запутайся! «Путаница»
Читаем вместе, распутываем путаницу. Рисуем иллюстрации. (1ч.)

2.4. Кто самый смелый? Корней Чуковский  «Тараканище»
Чтение с остановками. Раскрашиваем иллюстрации. Делаем мультфильм. Работа по группам. (1 ч.)

2.5. Один день из жизни насекомых…Корней Чуковский «Муха-Цокотуха».
Чтение с остановками. Мини-проект «Пир у Мухи-Цокотухи». (1ч.0

2.6. Сказочник омской земли. Сказки Тимофея Белозерова. «Бука».
Читаем сказку. Обсуждаем.  Инсценируем. (1ч.)

2.7. Большое Сказочное путешествие.
Литературная игра по прочитанным сказкам. (1 ч.)

2.8. Веселые сказки Григория Остера. «Котенок по имени Гав», «Как лечить Удава»
Чтение сказки. Просмотр мультфильма. Сравниваем и обсуждаем. (1ч.)

2.9. Главное – чтобы весело… Григорий Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».
Чтение сказки. Придумываем вопросы для игры. Озвучиваем картинки, (1ч.)

2.10. Главное – чтобы весело… Григорий Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».
Чтение сказки. Вспоминаем описание героев. Сочиняем письмо родителям. (1ч.)

 2.11. Главное – чтобы весело…
Литературный турнир по произведениям Остера и Успенского. (1ч.)

3 раздел (15 часов)

За морями, за лесами…
Сказки зарубежных писателей

3.1. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Бабушка Вьюга»,
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Собираем сказку из картинок. (1ч.)

3.2. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Бременские музыканты».
Чтение сказки. Вспоминаем похожие сказки и мультфильмы. Сравниваем. (1ч.)

3.3. Путешествие в Гриммландию.
Литературная игра по сказкам братьев Гримм. (1ч.)

3.4. Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Красная Шапочка»,
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания (тропинка в лесу). Играем в сказку. (1ч.)

3.5. Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Кот в сапогах»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания (одеваем кота). (1ч.)

3.6. Приключения и превращения.
Литературный турнир по сказкам Шарля Перро. (1ч.)

3.7. В гостях у Ганса Христиана Андерсена. «Огниво»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.8. В гостях у Ганса Христиана Андерсена. «Дюймовочка»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.9. В гостях у Ганса Христиана Андерсена. «Дюймовочка»
Чтение сказки. Рисование. Раскрашиваем иллюстации. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.10. В гостях у Ганса Христиана Андерсена. «Дюймовочка».
Чтение сказки. Собираем картинки по порядку. Вспоминаем последовательность по картинкам. Рассказываем сказку. (1ч.)

3.11. В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
Литературная игра. (1ч.)

3.12. Маленький да удаленький.
Вильгельм Гауф. «Маленький Мук»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.13. Маленький да удаленький.
Вильгельм Гауф. «Маленький Мук»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.14. Маленький да удаленький.
Вильгельм Гауф. «Маленький Мук»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.15. Как опасно быть ленивым!
Редьярд Киплинг «Откуда у верблюда горб?»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

 Итоговые занятия. (2часа)

Подготовка и проведение литературного праздника
«Сказочный карнавал» (2ч.)

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Вводное занятие.

1

1 раздел. По тропинкам Страны Сказок.
Русские народные сказки.

9 часов

Наши любимые детские сказки.
Вспоминаем прочитанные сказки.

1

Как ведьма в Аленушку превратилась?
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Емеля едет на печи.
«По щучьему велению»

1

Верхом на чудесном коне.
«Сивка-бурка»

1

Иван-царевич против Кощея .Бессмертного.
«Царевна-лягушка»

2

Волшебные помощники.
«Василиса Прекрасная»

2

По тропинкам Страны Сказок.
Литературный турнир по прочитанным сказкам.

1

2 раздел. Слушаю я сказку, сердце так и мрет…
Сказки русских писателей

12часов

Вспоминаем любимые детские сказки. Почитаем и посмеемся вместе. Самуил Маршак. «Багаж», «Вот какой рассеянный»

1

Сказки Корнея Чуковского. «Мойдодыр»

1

Сказки Корнея Чуковского. «Федорино горе»

1

Сказки Корнея Чуковского. «Айболит»

1

«По страничкам стихотворных сказок»
Литературная игра.

1

Волшебные помощники.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Литературная игра.

1

Волшебные помощники.
П.П.Бажов «Серебряное копытце»

1

Волшебный  цветочек.
В.П.Катаев «Цветик-семицветик»

1

Сказочные приключения животных.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

1

Сказочные приключения животных.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Большое Сказочное путешествие.
Литературная игра по прочитанным сказкам.

1

3 раздел. За морями, за лесами…
Сказки зарубежных писателей

12 часов

В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Храбрый портной»,

1

В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Семеро храбрецов»

1

Путешествие в Гриммландию.
Литературная игра по сказкам братьев Гримм

1

Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Спящая красавица»

1

Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Золушка»

1

Приключения и превращения.
Литературный турнир по сказкам Шарля Перро.

1

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Стойкий оловянный солдатик»

1

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Гадкий утенок»

2

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
Литературная игра.

1

Путешествие в Гауфландию.
Вильгельм Гауф. «Калиф-аист»

2

Итоговые занятия

2 часа

Подготовка литературного праздника
«Сказочный карнавал»

1

Проведение  литературного праздника
«Сказочный карнавал»

1

ИТОГО

36 часов

Содержание программы

Вводное занятие. (1 час)

1 раздел (9 часов)

По тропинкам Страны Сказок.
Русские народные сказки

1.1. Наши любимые детские сказки.  
Вспоминаем прочитанные сказки. Викторина. (1ч.) 

1.2.  Как ведьма в Аленушку превратилась?
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

1.3. Емеля едет на печи.
«По щучьему велению»
Чтение сказки. Инсценировка. Продолжение сказки. (1ч.)

1.4. Верхом на чудесном коне.
«Сивка-бурка»
Чтение сказки. Рисование. Викторина, занимательные задания. (1ч.)

1.5. Иван-царевич против Кощея Бессмертного.
«Царевна-лягушка»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

1.6. Иван-царевич против Кощея Бессмертного.
«Царевна-лягушка»
Рассказываем сказку от имени героев. Обсуждение. (1ч.)

1.7. Волшебные помощники.
«Василиса Прекрасная»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

1.8. Волшебные помощники.
«Василиса Прекрасная»
Чтение сказки. Рисуем своего сказочного помощника. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

1.9. По тропинкам Страны Сказок.
Литературный турнир по прочитанным сказкам. (1ч.)

2 раздел (12часов)

Слушаю я сказку, сердце так и мрет…
Сказки русских писателей

2.1. Вспоминаем любимые детские сказки.
Почитаем и посмеемся вместе. Самуил Маршак. «Багаж», «Вот какой рассеянный»
Чтение с остановками. Занимательные задания. (1ч.)

2.2. Сказки Корнея Чуковского. «Мойдодыр»
Чтение с остановками. Угадай рифму. Собираем разрезанные картинки. (1ч.)

2.3. Сказки Корнея Чуковского. «Федорино горе»
Чтение с остановками. Продолжи строчку. Соберем потерявшуюся посуду. (1ч.)

2.4. Сказки Корнея Чуковского. «Айболит»
Чтение сказки. Инсценирование фрагментов. Обсуждение. (1ч.)

2.5.«По страничкам стихотворных сказок»
Литературная игра. (1ч.)

2.6. Волшебные помощники.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Чтение сказки. Незнакомые слова. Задаем вопросы, обсуждаем. (1ч.)

2.7. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Литературная игра. (1ч.)

2.8. Волшебные помощники.
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Чтение сказки. Незнакомые слова. Обсуждение особенностей. (1ч.)

2.9. Волшебный  цветочек.
В.П.Катаев «Цветик-семицветик»
Чтение сказки. Обсуждение. Рисуем свой волшебный цветок. (1ч.)

2.10. Сказочные приключения животных.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Чтение сказки. Раскрашиваем иллюстрации. Собираем сказку. (1ч.)

2.11. Сказочные приключения животных.
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Чтение сказки. Инсценирование фрагментов. Обсуждение. (1ч.)

2.12. Большое Сказочное путешествие.
Литературная игра по прочитанным сказкам. (1ч.)

3 раздел (12 часов)

За морями, за лесами…
Сказки зарубежных писателей

3.1. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Семеро храбрецов»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. (1ч.)

3.2. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Храбрый портной»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. (1ч.)

3.3. Путешествие в Гриммландию.
Литературная игра по сказкам братьев Гримм. (1ч.)

3.4. Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Спящая красавица»,
Чтение сказки. Как разбудить спящую красавицу? Обсуждаем способы. (1ч.)

3.5. Приключения и превращения.
Сказки Шарля Перро. «Золушка»
Чтение сказки. Рисование. Во что могут превратиться обычные вещи? Фантазируем. (1ч.)

3.6. Приключения и превращения.
Литературный турнир по сказкам Шарля Перро. (1ч.)

3.7. В гостях у Ганса Христиана Андерсена. «Стойкий оловянный солдатик»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. Карта путешествия солдатика. (1ч.)

3.8. В гостях у Ганса Христиана Андерсена. «Гадкий утенок»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.9. В гостях у Ганса Христиана Андерсена. «Гадкий утенок»
Чтение сказки. Обсуждение. Сочиняем письмо утенку. (1ч.)

3.10. В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
Литературная игра. (1ч.)

3.11. Путешествие в Гауфландию.
Вильгельм Гауф. «Калиф-аист»
Чтение сказки. Придумываем запреты и волшебные слова. (1ч.)

3.12. Путешествие в Гауфландию.
Вильгельм Гауф. «Калиф-аист»
Чтение сказки. Задаем вопросы, ищем ответы. Рисуем дворец калифа. (1ч.)

Итоговые занятия. (2 часа)

Подготовка и проведение литературного праздника
«Сказочный карнавал». (2ч.)

3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Вводное занятие.

1

1 раздел. По тропинкам Страны Сказок.
Русские народные сказки.

7 часов

Путешествие Ивана-царевича за Жар-птицей.
«Иван-царевич и серый волк»

2

Сказочные герои и сказочные злодеи.

«Баба-яга»

2

Иван-царевич и Синеглазка
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

2

По тропинкам Страны Сказок.
Литературный турнир по прочитанным сказкам.

1

2 раздел. Слушаю я сказку, сердце так и мрет…
Сказки русских писателей

13 часов

За пером Жар-птицы.
П.П.Ершов «Конек-горбунок»

2

За пером Жар-птицы.
Литературный турнир.

1

На море-океане, на острове Буяне.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

2

На море-океане, на острове Буяне.
Литературная игра.

1

В гостях у семи богатырей
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2

Подарки из-за моря.
С.А.Аксаков «Аленький цветочек»

2

Подарки из-за моря.
Литературная  игра.

1

Еще одно волшебное колечко.

К.Паустовский «Стальное колечко»

1

Большое Сказочное путешествие.
Литературная игра по прочитанным сказкам.

1

3 раздел. За морями, за лесами…
Сказки зарубежных писателей

13 часов

В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Белоснежка»

2

В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Король Дроздобород»

2

Путешествие в Гриммландию.
Литературная игра по сказкам братьев Гримм

1

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Снежная королева»

3

В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
Литературная игра.

1

Путешествие в Гауфландию.
Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»

3

Путешествие в Гауфландию.
Литературный турнир

1

Итоговые занятия

2 часа

Подготовка литературного праздника
«Сказочный карнавал»

1

Проведение  литературного праздника
«Сказочный карнавал»

1

ИТОГО

36 часов

Содержание программы

Вводное занятие. (1 час)

1 раздел (7 часов)

По тропинкам Страны Сказок.
Русские народные сказки

    1. Путешествие Ивана-царевича за Жар-птицей.
      «Иван-царевич и серый волк»
      Чтение сказки. Викторина, занимательные задания. Карта путешествия. (1ч.)
    2. Путешествие Ивана-царевича за Жар-птицей.
      «Иван-царевич и серый волк»
      Чтение сказки. Рассказываем сказку от имени героев. Обсуждение. (1ч.)
    3. Сказочные герои и сказочные злодеи.
      «Баба-яга»
      Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)
    4. Сказочные герои и сказочные злодеи.
      Вспоминаем сказочных злодеев. Кто их победил? Каким образом? (1ч.)
    5.  Иван-царевич и Синеглазка
      «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
      Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)
    6. Иван-царевич и Синеглазка
      «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
      Волшебные вещи и сказочные помощники. (1ч.)
    7. По тропинкам Страны Сказок.
      Литературный турнир по прочитанным сказкам. (1ч.)

2 раздел (13часов)

Слушаю я сказку, сердце так и мрет…
Сказки русских писателей

2.1. За пером Жар-птицы.
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

2.2. За пером Жар-птицы.
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
Чтение сказки. Сравнение с похожими народными сказками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

2.3. За пером Жар-птицы.
П.П.Ершов «Конек-горбунок». Литературный турнир. (1ч.)

2.4. На море-океане, на острове Буяне
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Рисуем сказку. (1ч.)

2.5. На море-океане, на острове Буяне
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

2.6. На море-океане, на острове Буяне
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Литературная игра. (1ч.)

2.7. В гостях у семи богатырей
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чтение сказки. Рисование. Обсуждение. (1ч.)

2.8. В гостях у семи богатырей
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чтение сказки. Обсуждение. Сравнение с похожими сказками. Инсценировка фрагментов. (1ч.)

2.9. Подарки из-за моря.
С.А.Аксаков «Аленький цветочек»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

2.10. Подарки из-за моря.
С.А.Аксаков «Аленький цветочек»
Чтение сказки. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

2.11 Подарки из-за моря.
С.А.Аксаков «Аленький цветочек». Литературная  игра. (1ч.)

2.12. Еще одно волшебное колечко.
К. Паустовский «Стальное колечко»
Чтение с остановками. Рисование. Обсуждение. (1ч.)

2.13. Большое Сказочное путешествие.
Литературная игра по прочитанным сказкам. (1ч.)

3 раздел (13 часов)

За морями, за лесами…
Сказки зарубежных писателей

3.1. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Белоснежка»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. (1ч.)

3.2. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Белоснежка»
Чтение сказки. Обсуждение, сравнение. (1ч.)

3.3. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Король Дроздобород»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. (1ч.)

3.4. В гостях у братьев-сказочников
Сказки братьев Гримм. «Король Дроздобород»
Чтение сказки. Обсуждение. Собираем сказку в картинках. (1ч.)

3.5. Путешествие в Гриммландию.
Литературная игра по сказкам братьев Гримм (1ч.)

3.6. В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Снежная королева»
Чтение с остановками. Занимательные задания. Обсуждение. (1ч.)

3.7. В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Снежная королева»
Чтение с остановками. Обсуждение. Инсценировка фрагментов. (1ч.0

3.8. В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
«Снежная королева»
Чтение с остановками. Обсуждение. Учимся задавать вопросы. (1ч.)

3.9. В гостях у Ганса Христиана Андерсена.
Литературная игра. (1ч.)

3.10. Путешествие в Гауфландию.
Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»
Чтение с остановками. Обсуждение. Учимся задавать вопросы. (1ч.)

3.11. Путешествие в Гауфландию.
Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»
Чтение сказки. Рисование. Занимательные задания. (1ч.)

3.12. Путешествие в Гауфландию.
Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»
Чтение с остановками. Обсуждение. Инсценировка фрагментов. (1ч.)

3.13. Путешествие в Гауфландию.
Литературный турнир. (1ч.)

Итоговые занятия.

Подготовка и проведение литературного праздника
«Сказочный карнавал» (2ч.)

Диагностика результативности учащихся

Критерий

Показатель

Уровни

Методы диагностики

Низкий

Средний

Высокий

  л
и
ч
н
о
с
т
ные

Интерес  к художественной литературе и устойчивая потребность в чтении;

умение выражать собственное и слушать мнение  других о книгах и их героях; сопереживать и выражать сочувствие, радость;
умение смотреть на события глазами другого – на примере сказочных героев,
оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих нравственных норм и ценностей/

Уровень интереса к чтению ХЛ, способность понимать эмоции других людей, в т.ч. персонажей ХЛ, выражать свое мнение и эмоции, отношение к героям прочитанных книг, умение сопереживать

Учащийся не проявляет интереса к чтению ХЛ, не может самостоятельно

без помощи педагога выражать свои эмоции, плохо понимает эмоции других людей, не проявляет сочувствие, не высказывает самостоятельно своё отношение к героям прочитанных произведений.

Учащийся проявляет неустройчивый интерес и потребность к чтению ХЛ,

с помощью педагога выражает свои эмоции, старается понимает эмоции других людей, проявляет сочувствие, высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений.

Учащийся проявляет активный интерес и потребность к чтению ХЛ, самостоятельно

без помощи педагога выражает свои эмоции, понимает эмоции других людей, проявляет сочувствие, высказывает самостоятельно своё отношение к героям прочитанных произведений.

Наблюдение, творческие работы, количество правильных ответов в литературных играх

коммуникативные

Умение общаться и взаимодействовать в игре и совместной творческой деятельности

Взаимодействие со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций.

Не умеет мирно общаться со сверстниками, провоцирует конфликтные ситуации , не умеет работать в команде

Включается в общение и взаимодействие, но иногда возникают разногласия со сверстниками при работе в команде

Активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, может быть как лидером в команде, так и подчиняться.

Наблюдение

 познавательные

Умение  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

выделять в тексте и запоминать информацию
устанавливать последовательность действий и причинно-следственные связи на примере действий героев книг
задавать вопросы по тексту и отвечать на них, строить рассуждения, делать выводы;
преобразовывать полученную информацию (текст в рисунок и наоборот).

Количество правильных ответов в литературных играх, качество выполнения творческих заданий; построение рассуждений и выводов на основе текста, полнота пересказа

учащийся только с помощью педагога находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,  не отвечает на вопросы литературных игр; творческие задания выполняет не всегда и с низким качеством; не может самостоятельно построить рассуждение и сделать вывод на основе  текста; допускает множественные ошибки при преобразовании информации из одной формы в другую, пересказывает текст только с помощью наводящих вопросов.

учащийся

с помощью педагога  находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

отвечает на вопросы литературных игр допуская ошибки;  строит рассуждения и делает выводы в результате совместной работы с педагогом;

преобразовывает информацию из одной формы в другую с неточностями; пересказывает небольшие тексты.

Учащийся самостоятельно находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; активно отвечает на вопросы литературных игр, качественно выполняет творческие задания

без помощи педагога строит рассуждения и делает выводы на основе текста;

преобразовывает информацию из одной формы в другую:;  подробно пересказывает небольшие тексты.

Наблюдение, творческие работы, количество правильных ответов в литературных играх

Программа занятий

  • Возраст

    детей

    Кол-во детей

    Объем программы

    Руководитель

     кружка

    Время проведения

    6-7 лет

    90

    72

    часа

    Курчукова Е.В., воспитатель

    2 раза в неделю

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie